Майнкрафтер

Метавселенная мертва?



30658 3

В быстро развивающейся сфере криптовалют тренды появляются и исчезают с поразительной скоростью, а цифровой ландшафт постоянно наполняется новыми возможностями. Одним из таких явлений, появившихся с большой шумихой, стала концепция метавселенной — иммерсивного виртуального пространства, где люди взаимодействуют, торгуют и строят свое цифровое существование. Изначально ее провозглашали будущим онлайн-опыта, но теперь, похоже, шумиха вокруг метавселенной сходит на нет.

В этой статье мы рассмотрим факторы, способствующие снижению ажиотажа вокруг метавселенной, и изучим возможные причины снижения ее привлекательности.

Что такое метавселенная?

Современное видение метавселенной относится к виртуальной вселенной, состоящей из взаимосвязанных цифровых миров и впечатлений. Она выходит за рамки традиционных технологий VR и AR, предлагая иммерсивные, общие среды, в которых пользователи могут взаимодействовать друг с другом и цифровым контентом. Благодаря таким технологиям, как блокчейн, ИИ и Web 3.0, метавселенная стирает границы между физической и цифровой реальностью. Она способна произвести революцию в таких отраслях, как игры, развлечения и образование, открывая новые возможности для общения, творчества и коммерции.

Как уже говорилось, метавселенная тесно переплетается с концепцией Web 3.0, которую часто называют следующим этапом эволюции интернета. Web 3.0 нацелен на создание децентрализованной и более справедливой онлайн-среды, характеризующейся разработками с открытым исходным кодом и расширенной личной конфиденциальностью. Именно в этом контексте находит свое воплощение метавселенная — виртуальное пространство, основу которого составляют технология блокчейн и криптовалюты. Криптовалюты обеспечивают беспрепятственную покупку и владение цифровыми активами в метавселенной, а технология блокчейн лежит в основе разработки приложений для таких видов деятельности, как покупки и игры.

С чего началась шумиха вокруг метавселенной?

Пожалуй, Decentraland, платформа виртуальной реальности, построенная на блокчейне Ethereum, является одним из самых ярких примеров метавселенной, известных сегодня. Компания Decentraland была основана в 2015 году и была (и остается) одним из пионеров метавселенных проектов, объединивших криптовалюты, элементы Web 3.0 и виртуальную реальность. Его цель — создать децентрализованный виртуальный мир, в котором пользователи смогут владеть, создавать и монетизировать цифровой контент и опыт.
По данным CoinDesk, рыночная стоимость Decentraland на пике в 2021 году составляла почти 10 миллиардов долларов. И да, как вы уже догадались, 2021 год стал годом, когда началась шумиха вокруг метавселенной.
В последние годы несколько крупных технологических компаний активно участвовали в продвижении и развитии собственных метаверсий.
Особое влияние на нынешнюю волну шумихи вокруг метавселенной оказала компания Facebook, которая теперь известна как Meta. Марк Цукерберг, генеральный директор Meta, не раз заявлял о своем видении метавселенной и о том, что компания стремится к ее созданию.В октябре 2021 года Марк Цукерберг провел ребрендинг компании под названием Meta с целью воплощения метавселенной в жизнь. Meta пообещала инвестировать более 10 миллиардов долларов в свой проект метавселенной, известный как «Горизонт миров». Одновременно с этим объявлением Meta представила платформу Presence Platform, позволяющую использовать смешанную реальность на гарнитурах виртуальной реальности Oculus Quest 2, и выделила 150 миллионов долларов на поддержку роста нового поколения создателей.

Другие компании, такие как Epic Games, создатель Fortnite, также внесли свой вклад в шумиху вокруг метавселенной. Epic Games активно инвестирует в создание виртуальной платформы и подчеркивает, что метавселенная — это будущее направление для ее продуктов.
Такие бренды, как Nike и Burberry, осмелились войти в сторонние метавселенные, запустив проекты NFT и цифровые товары. Некоторые бренды, в том числе Walmart и Disney, пошли еще дальше, объявив о создании собственных метавселенных.
Другие бренды предпочли интегрироваться с существующими метаверсиями. Coca-Cola представила коллекционные предметы NFT и свои фирменные напитки в Decentraland, а Hyundai продемонстрировала свое видение того, как роботы и летающие автомобили могут быть воплощены в жизнь в Roblox. Компания Balenciaga вызвала большой резонанс, войдя в игру Fortnite, предлагая виртуальную одежду и аксессуары наряду с реальными товарами.

Эти инициативы брендов показывают, что в 2021 и первой половине 2022 года интерес к использованию метаверсий в маркетинге и привлечении потребителей был высок. Смешивая виртуальный и физический опыт, бренды надеялись расширить сферу своего влияния, повысить лояльность и создать захватывающие связи с целевой аудиторией.

Умерла ли шумиха вокруг метавселенной?

К концу 2022 года стало казаться, что некогда заоблачный ажиотаж вокруг метавселенной начал угасать, обнажив проблемы и неопределенности, которые сопровождали эту амбициозную концепцию.
В октябре 2022 года стало известно, что Decentraland, самый хорошо финансируемый и известный децентрализованный криптовалютный продукт Metaverse, имеет всего 38 ежедневных активных пользователей в своей «экосистеме стоимостью 1,3 миллиарда долларов». К тому времени выяснилось, что амбициозные планы Meta также рушатся. Из внутренних служебных записок, полученных The Wall Street Journal, стало известно, что Horizon Worlds столкнулась с трудностями. Изначально компания планировала привлечь 500 000 пользователей к концу 2022 года, но не успела — общее число пользователей составило менее 200 000. В результате Meta пересмотрела свою цель на конец года до 280 000 пользователей, что говорит о необходимости пересмотра подхода к привлечению пользователей. К концу 2022 года Meta уже потратит на свой метавселенский проект более 36 миллиардов долларов. Однако Horizon Worlds оказалась настолько плохой и глючной, что даже сотрудники Meta не захотели ею пользоваться.
Видя все это, Microsoft решила не испытывать судьбу и закрыла свой проект смешанной реальности, известный как AltSpaceVR, в январе 2023 года, что привело к увольнению 100 сотрудников, которые были заняты в этом проекте. Более того, Microsoft решила вывести ресурсы из всего своего подразделения смешанной реальности, чтобы сосредоточиться на других проектах.

В конце марта 2023 года стало известно, что компания Disney, когда-то с энтузиазмом относившаяся к потенциалу метавселенной, также решила свернуть свои метавселенские операции, как и Walmart.Тысячи людей потеряли работу из-за столь стремительной смены корпоративных настроений.
Метавселенная, которую когда-то провозглашали будущим взаимодействия людей и революционной концепцией, теперь сталкивается со скептицизмом и снижением интереса инвесторов.
Однако ужасная реализация и отсутствие интереса со стороны обычных пользователей — не единственные причины угасания шумихи вокруг метаверса. Еще одна ключевая причина кроется в стремительном развитии генеративного ИИ.
В то время как ИИ демонстрирует ощутимые преимущества и непосредственные финансовые перспективы (вспомните, например, успех ChatPGT), метавселенная по-прежнему остается концепцией, которой еще предстоит достичь критической массы и продемонстрировать очевидную прибыльность, с чем она и борется. Инвесторов привлекают перспективные и практические приложения искусственного интеллекта, в результате чего метавселенная предстает как потенциальный, но неопределенный путь к будущим доходам. Даже компания Meta перестала привлекать рекламодателей в свою метаверсию, а Цукерберг, потратив десятки миллиардов долларов, решил сосредоточиться на продуктах искусственного интеллекта и продукте Meta для коротких видеороликов, Reels.

Нет комментариев